Права потребителя — условия и правила гарантийного ремонта по закону
Купив автомобиль, что-то из техники или в общем какой-либо товар, никто не застрахован от его поломки, поэтому законодатель предусмотрел права потребителя на гарантийный ремонт.
Доказательством наличия такой прерогативы служит особый документ – гарантийный талон. Он выдается продавцом товара при приобретении предмета.
Многие хранят документ, однако не знают куда стоит обратиться в случае возникновения недочета или брака, при поломке, на протяжении какого срока покупатель обладает такими преференциями, в каких случаях сервисный центр вправе отказать.
Статья содержит ответы на поставленные вопросы, а также расскажет о других важных моментах.
Оглавление:
Какие недостатки подлежат устранению
Прежде всего следует понять, что такое «недостаток товара».
Термин означает несоответствие предмета установленным предписаниям в законе или заявленным в соглашении, или целевому назначению.
Различают устранимые дефекты и не подлежащие устранению.
Устранению подлежат дефекты, если:
- Денежные вложения на расходные материалы не превышают и не приближаются к самой стоимости товара.
Пример: Василий приобрел на восьмое марта фен для своей девушки. Однако при первом его использовании перестала функционировать кнопка подачи холодного воздуха и переключатель смены скорости. Обратившись в магазин, ему предложили замену товара на аналогичный по причине превышения суммы ремонта над ценой фена.
- Устранение не превышает оговоренный в соглашении срок или зафиксированный в законе — 45 дней.
Пример: Мария купила холодильник «Бремен». Морозильная камера не набирает нужной температуры. Так как товар германского производителя, то и составляющие на него необходимо заказывать оттуда. Это требует долгого ожидания и в срок уложиться не имеет возможности.
- Потребитель не был уведомлен заранее.
Пример: Елена купила сотовый телефон в комиссионном киоске с западающей кнопкой, о чем не была предупреждена заведомо. Пока действует гарантия, она обратилась в суд с иском о защите ее прав как потребителя, указав на данный дефект. Выиграла процесс и вернула потраченные средства.
Ремонт, возврат денег или обмен
При выявлении дефектов того или иного свойства, произошедших не по вине покупателя, последний вправе претендовать на обмен, ремонт или же отказ от соглашения купли-продажи.
Рассмотрим несколько ситуаций, иллюстрирующих каждую альтернативу поведения приобретателя:
- Сергей в магазине бытовой техники купил пылесос. Но дома обнаружил, что он не включается. Ему предложили осуществить ремонт. Прошло 45 дней с момента сдачи пылесоса в центр, однако по словам техника, пылесос еще не доделали, нужно подождать. В этой ситуации Сергей потребовал возврата потраченных средств, которые получил лишь по судебному решению.
- Екатерина купила гладильную доску. Начав эксплуатацию приобретенного, она обнаружила торчащий поролон из обшивки. При обращении ей предложили написать заявление на обмен аналогичного предмета.
Сроки гарантийного ремонта
Гарантия – это определенный вид заверения, защищенности покупателя от различных ситуаций.
Однако у любой гарантии есть свой период действия. То есть тот временной промежуток, на протяжении которого приобретатель вправе рассчитывать на безвозмездный ремонт и техническое обслуживание по приобретенной вещи.
Осуществление вышеозначенных действий есть обязательство реализующего продукцию лица. Однако магазины и торговые сети не всегда спешат на помощь, а как раз наоборот – стараются всеми возможными способами избежать бесплатного оказания услуг.
Одним из методов является заявление о гораздо меньшем сроке гарантии, чем указана в гарантийном талоне. Если вы пришли в магазин и вам говорят, что гарантия по вашему приобретению длится полгода, а в документе числится год, то это прямое нарушение законодательства со стороны юридического лица.
Срок проведения гарантийных обязательств начинается с момента получения на руки товара приобретателем. На этот период вы застрахованы от несправедливости со стороны продавца предусмотренными юридическими нормами.
Куда обращаться
Многие задаются вопросом, что делать при обнаружении дефекта в приобретенном предмете, куда сдавать, каковы сроки проведения исследования и ремонта?
Однозначно — не стоит чего-то ждать и тянуть время. Изначально следует обратиться к продавцу.
И здесь опять непонятно – нужен ли чек, нужна ли коробка (большинство их не хранят) при предъявлении своих требований.
Закон отвечает, что неимение чека не должно быть причиной отказа. А также распакованная тара не считается веским основанием для отказа. Итак, вы обратились в магазин, и если продавец добросовестный, то не станет препятствовать и расскажет вам все о ремонте.
В ситуации отказа вы вправе обратиться в специально уполномоченные инстанции:
- Роспотребнадзор;
- суд.
Негарантийные случаи
В данном пункте речь пойдет о ситуациях, на которые не распространяется гарантия, даже если гарантийный срок еще не истек.
Иными словами, организация оставляет за собой прерогативу установления таких случаев в соглашении с другой стороной и защищается таким образом от действий пользователя, по причине которых и произошла поломка.
Рассмотрим пример негарантийных случаев, установленных экспортером ноутбуков:
- повреждения, вызванные несоблюдением предписаний по использованию;
- наличие физических повреждений корпуса;
- несанкционированное вскрытие панели;
- естественный износ комплектующих.
Порядок действий покупателя
Хорошо, если при вашем первом же обращении вас услышали, не стали препятствовать, и обе стороны пришли к обоюдному согласию. Но не всегда случается все так положительно, как хотелось бы.
На законодательном уровне установлен различный алгоритм действий и правила поведения для мирного урегулировании спора, а так же условия возврата или обмена в случае отказа в гарантийном ремонте.
Продавец согласен произвести ремонт
При согласии продавца осуществить устранение недостатков, порядок действий покупателя будет состоять из нижеследующих этапов:
- Он пишет прошение о гарантийном ремонте и подает его продавцу.
- Передает непосредственно сам товар. Однако, если товар весит больше 5 кг, то продавец самостоятельно обязан забрать его или оплатить доставку за свой счет.
- Проверка качества. Процедура осуществляется на месте или в ремонтном центре.
- Непосредственно починка. На это время покупатель вправе потребовать предоставления схожей вещи для пользования. Максимально возможная длительность починки — полтора месяца. Если превысил срок, то пользователь вправе вернуть потраченные средства и отказаться от соглашения купли-продажи.
Продавец отказывается от гарантийного ремонта
Не всегда получается прийти к компромиссу противоположным сторонам соглашения.
Уважительными причинами отказа в починке по талону считаются:
- Обращение пользователя после гарантии. То есть по истечении установленного времени.
- Негарантийная ситуация, заранее оговоренная, вам известная и вами подписанная в договоре.
Действия приобретателя при несанкционированном отказе в ремонте:
- получить аргументированный отказ в письменном виде;
- отправить претензию на имя начальника сервисного центра;
- добивайтесь осуществления независимой проверки;
- обратитесь в уполномоченные учреждения по защите нарушенных интересов.
Как изменяется срок гарантии после ремонта
Сколько длится гарантия в случае брака и его устранении?
В соответствии с положениями закона «О защите прав потребителей», гарантийный срок после осуществления ремонта продлевается.
Пролонгация происходит ровно на то количество дней, на протяжении которых человек не мог пользоваться приобретенным им предметом.
Отличия между первичным и вторичным ремонтом
Основными различиями первичного и повторного ремонта является перечень прерогатив пользователя.
При первом обращении в починку он вправе рассчитывать на безвозмездное устранение дефектов или возврат потраченных финансов на самостоятельный ремонт.
При вторичном обращении покупатель уже вправе истребовать скидки на приобретенную вещь, ее замены или возврата средств.
Если же существенный недостаток выявлен изначально, то все преференции присутствуют также и при первом обращении.
Кто покрывает расходы на ремонт
Все расходы по осуществлению ремонтных работ возлагает на себя продавец, если проверка не выявила вины покупателя в недостатке предмета.
Если же доказано, что пользователь хранил вещь ненадлежащим образом, использовал не по назначению, самостоятельно осуществлял разборку по частям, и эти действия привели в итоге к поломке, то оплата осуществляется за свой счет.
Заключение
Таким образом у российского поданного существует довольно обширный спектр прерогатив как у потребителя. При обнаружении дефекта или недостатка в товаре, не стоит медлить, а нужно смело обращаться сначала к продавцу, при отказе — в другие инстанции.
Что дает немедленное обращение? Прежде всего то, сколько дней вы будете без необходимой вам вещи, и как быстро вам вернут деньги или обменяют товар. При заключении соглашения купли-продажи, необходимо всегда обращать внимание на гарантийный срок, прописанные ситуации, когда гарантия недействительна, и прочие важные моменты.
Смотрите видео, в котором юрист разъясняет нюансы, которые могут возникнуть при гарантийном ремонте товара: